Представьтесь


Логин
Пароль
   Запомнить меня
Войти Зарегистрироваться   Забыли пароль?
Блог:

Промдизайн (17 записей)

Дизайн которого не существует

6 баллов
Так сложилось, что пока промышленный дизайн в Казахстане переживает свои худшие времена. А если быть честным — его вообще пока не существует.

И причин в его отсутствии очень много. Начну пожалуй с одного важного фактора — образования. К моему большому сожалению его нет в Казахстане. Все что сейчас препадают в вузах — это не больше, чем прикладное искусство. А нет образования в этой сфере по одной простой причине — нет тех кто хочет и может делиться в этой области своими знаниями, да и эта профессия пока не востребована на нашем рынке. Почему так?

Все думаю понимают в чем же заключается роль промышленного дизайна. Я описал бы это так — создавать наиболее благоприятную жизнь человека и его окружения путем ее улучшения. Почему же это до сих не востребовано у нас? Ведь все хотят жить лучше и комфортнее. Проблема кроется не только в отсутствии профессионалов в этой сфере, но и в коммерческой составляющей этой деятельности человека. Как известно промышленный дизайн отличается от графического тем, что требует большие денежные затраты и определенные технологии. Технологии в Казахстане пока только начинают набирать свои обороты. Прошло слишком мало времени с тех пор как Казахстан начал получать прибыль с продажи полезных ископаемых.  В этом нет ничего плохого. Просто пока этот фактор тормозит развитие промышленности, а следовательно и промышленного дизайна. Плюс ко всему нужно не забывать о количестве населения нашей страны. 15 миллион это слишком маленькое население для создания больших промышленных центров. К этому факту так же относится и количество специалистов в той или иной сфере. Давайте об этом немного поподробнее.

В Казахстане существует достаточно налаженное производство мебели (это один из известных мне видов промышленности, который хоть как то стоит на ногах и приносит прибыль). Есть оборудование, есть материал (частично закупаемый и у соседних стран), есть рабочая сила и самое главное есть потребность на рынке. Но почему заходя в мебельный магазин, мы долго не можем выбрать себе подходящую мебель? Нет, не от лени производителя и не от понимания полезности дизайна в его отрасли. Проблема кроется в слишком высоких коммерческих рисках. Такие риски включают в себя и покупку нового оборудования, использование новых технологий и конечно же высокую цену производства (которого у нас нет) и закупку новых материалов. Плюс ко всему риски возрастают с качеством и затратами на обучение новых специалистов. А ведь это всего лишь мебель! Представьте себе какие риски несет предприниматель при желании создать фабрику по выпуску пластиковых изделий.

Одним из тормозящих факторов в создании собственных продуктов кроется и  в конкуренции с более развитыми промышленностями других стран. Зачем производить продукт, обучать специалистов и вкладывать денежные средства в строительство промышленных комплексов, если есть готовая альтернатива, плюс ко всему куда дешевле в затратах. И таким вот образом мы упираемся в экономический стопор, тормозящий этот процесс.

Потребитель. Почему же потребитель не требует качественного и отечественного промышленного дизайна? У этого вопроса может быть много различных ответов. Одним из которых я считаю — безразличие общества к происходящему вокруг. Ведь неправда ли, что обществу пока интереснее покопаться в карманах у чиновников? Поразмышлять о том, как там хорошо, а у нас? Ну и политика! Куда у нас без нее. Все разбираются в политике, но мало кто задумывается над тем, как сделать жизнь наиболее благоприятнее. Ведь обвинять всегда легче чем сделать что то самому. Такое вот безразличие и тормозит нашу промышленность в развитии. Пока обществу будет не интересно  будущие и собственные перспективы, ни один дизайнер не сможет улучшить их жизнь, каким бы опытным и профессиональным он не был.

К сожалению это лишь внутренняя часть проблемы. А ведь существует еще много факторов, которые находятся на верхушке айсберга, и которые мы встречаем повседневно. С одной стороны можно выстроить себе картину — все его (качественного отечественного промышленного дизайна) не будет никогда. Но я бы не стал делать таких выводов.
Объясню почему.

Давайте начнем с того, что рано или поздно появится прослойка специалистов, которые получат образование в странах с более развитой промышленностью. Это будет некий костяк, с помощью которого лед тронется. Так же нельзя исключать будущие развитие промышленности. Ведь не для кого не секрет, что богатые месторождения полезных ископаемых рано или поздно начнут иссекать. Даже самые богатые захотят зарабатывать и дальше приумножать свои состояния. Наступит этап, когда деньги начнут работать, а не просто оседать в банках и транжирится на роскошь. Кстати подобные схемы видны уже и сейчас (возможно осмысление будущего началось и рывком послужил финансовый кризис). Появится новая молодая прослойка предпринимателей, которые сейчас учатся в престижных экономических вузах. Они то и начнут старт нового производства.

Конечно можно предположить, что технологии соперников уйдут далеко. Но мы же понимаем, что любая технология продается. Вопрос лишь в цене. Я не исключаю и тот фактор, что в будущем рабочая сила нашей страны будет более рентабельна чем в развитых странах. Именно этот показатель в итоге увеличит количество специалистов, а следовательно улучшит и возможно даже создаст новые технологии. Да и общество не сможет бесконечно копаться в чужих карманах. Человек такое существо которому все равно требуется развитие и действие. Такие вот действия и приведут к подавлению безразличия в начале отдельной части общества, которая потянет за собой и других.

Что же тогда делать сейчас тем кто хочет и жаждит видеть, заниматься, совершенствоваться в этой отрасли? Пока есть шанс — нужно учится. Именно знания помогут создавать двигающий локомотив. Пусть даже эти знания пока заимствованы у других.

Я давно уже увлекаюсь и интересуюсь промышленным дизайном. Думаю что даже больше чем графическим. И вот, что я заметил в последнее время. В той же Европе стать профессионалом в этой области стоит больших денег. И не кто вам не даст гарантии, что вы будете работать где-нибудь в Philips Design. Большая конкуренция исходящая от профессионалов не пускает на этот достаточно прибыльные рынок. Но в то же время я стал замечать появления огромного количества дизайнеров со стран где это область так же отсутствует как у и нас. И тенденции ведут к тому, что новая сила создает новые тренды, обогащая рынок промышленного дизайна. Так может пока не нужно «заморачиваться» на отсутствии внутреннего производства, а принимать все усилия для реализации на других рынках? Может подобные действия и создают ту самую среду и предпосылки для появления отечественного промышленного дизайна?
Написал  belyalov | 13 августа 2009
Вы можете прокомментировать статью после регистрации или входа под своим паролем

Комментарии:

0
dim13 августа 2009, 16:24
Соглашусь с вами, но от части. специалисты возможно, рано или поздно появятся, но как вы справедливо заметили, самореализовываться будут за рубежем. А что касается казахстанского промышленного дизайна его как не было так и не будет, нужда в нем должа быть продиктована рынком, а рынок в нем не нуждается. Промышленный дизайн=дорогие технологии, которые можно купить, но как-то не клеится у нас. Помните, моб. тел. казахстанского производства?
0
belyalov13 августа 2009, 16:35
Нужно сделать Казахстанский телефон чьего-либо производства. Вопрос в том — кто из бизнеса будет платить!

На последних любых продуктах кампании Apple, есть замечательная пометка — "Design by Apple in California. Assambled in China". Думаю это говорит о многом (:
0
dim13 августа 2009, 16:37
так, я о том же, дешевле производить на уже построеных заводах Поднебесной, с освоенной и внедренной технологией. И заказывать, тот же пром. дизайн там же на месте
0
Rada13 августа 2009, 16:47
зная наш зависимый от мировых брендов менталитет, в успех нашего предприятия мало вериться.
2
belyalov13 августа 2009, 16:53
(:
надо верить в успех наших дизайнеров. а успех нашего предприятия сам по себе настанет. но чуть позже.

кстати в Европе существует очень интересная практика. касается она мелких продуктов. дизайнер создает некий продукт, производит небольшую партию за свой счет, и начав продавать его предлагает уже готовый продукт (дизайн+экономика) более крупным игрокам. очень даже выгодное предприятие получается.
0
Rada13 августа 2009, 18:22
я верю, боюсь потребитель не поверит. Лично вы, какой телефон купите своей девушке белый iPhone или Soti (если бы он был в продаже?)
0
belyalov13 августа 2009, 18:31
(: жене тогда уж.

ну начнем с того что iPhone и телефон Soti это разные категории продуктов. но я понял вашу мысль. если быть честным, то конечно я не куплю телефон Soti. Но, не потому что он местного производства или от местного дизайна, а потому что сам продукт не конкурента способный получился. и тут есть множество причин. и все равно мне кажется, что не успех одного или нескольких продуктов созданных у нас, не говорит о том что нужно хоронить вот так сразу. для меня например это прямой посыл что я могу попробовать сделать лучше (:
-1
Rada13 августа 2009, 18:42
вы давно увлекаетесь пром. дизайном, есть ли у вас работы которые можно посмотреть, если конечно это не коммерческая тайна?
1
belyalov13 августа 2009, 18:45
в профиле есть ссылочка. вэлкам. (:
0
Rada13 августа 2009, 18:57
убедили! теперь я тоже начинаю верить в наш дизайн. А удалось что нибудь реализовать в жизнь
0
belyalov13 августа 2009, 19:15
спасибо.
к сожалению все что вы видите, это пока лишь хобби. из заслуг которые я получил от этих работ это два шорт-листа в итальянских конкурсах. реализовать пока нечего не удалось. было предложение о создании прототипа, но не более. проблема с воплощением кроется в том, что я уделяю слишком мало времени. на первом плане — работа в рекламном агентстве (которая кормит) эти проекты пока второй план. но это лишь пока (:
надеюсь что следующий год будет более продуктивным. пора уже (:
0
dim13 августа 2009, 19:04
хорошие работы, особенно тележки для бездомных очень актуально
0
belyalov13 августа 2009, 19:18
(:
кстати тележки были самыми провальными проектами. потому что это первый реализованный (концепт) проект.

как говориться — первый блин комом (:
1
empty14 августа 2009, 14:18
Алексей, думаю, что дизайн предметов интерьера и повседневного обихода, детских игрушек и элементной базы для металлургии, станкостроения, а также проектирование устройств-альтернативных источников энергии — это самый перспективный дизайн в нашем конкретном случае. То есть, его можно применить в нашей стране с минимальными потерями и с максимальной эффективностью.

Соглашусь, что самыми большими трудностями, в нашем случае, является именно производство. На территории страны нет пока достаточного количества малых цехов по формовке пластика и обработке стекла. Банально, нет типографий, выводящих пленки больших размеров.

С точки зрения промышленного дизайна, как предмета индивидуального творчества, в нашей стране это очень долгосрочная перспектива с множеством проблем.

То есть, человек не сможет полноценно назвать себя единственным творцом того или иного продукта, ведь в процессе работы он вынужден работать с большим количеством людей, чтобы сберечь время разработки и сэкономить на альтернативных решениях.
Корни этого также скрыты в экономических проблемах и в проблемах производства, а зачастую и в недостаточной компетенции или опытности.

Хотя, есть прецеденты: Корнеев Сергей, создающий системы сигнализации (пожарной и тепловой), Ануар Бикебаев, делающий системы отопления, наверняка есть еще люди, которых пока никто не знает, но в большинстве случаев, над проектами трудятся отделы в три-четыре человека минимум с разным уровнем образования и опыта.
0
belyalov14 августа 2009, 15:12
полностью согласен с вашим комментарием.

вот это тоже проблема, что есть те кто уже чего-то добился, но их к сожалению не кто не знает.
возможно, это недочеты самих людей, которые может просто не хотят говорить о себе. а возможно просто нашему обществу (дизайнеру) пока не интересно кто и что делает.

кстати. хотел спросить. вы сами занимаетесь проектированием в промышленном дизайне?
если да:
можно ли увидеть ваши работы?
да и может опытом каким поделитесь?
0
Konstantin29 сентября 2009, 22:30
Один парень учился в Жезказганской школе искусcтв, и теперь работает в студии Porsche. А другой парень занимается разработкой антиматерии в Амстердаме. Первому пока он был в KZ хватало только на пластилин. That's it. Money it's a power, power it's a money. На шахтера надо учится, вот тогда душевный покой обеспечен.
Почему Астану японцы проектируют? :)

Новые комменты

Облако меток

28
1
5
5
28
5
5